02 декабря 2015
Воронежский авторынок в 2016 году: старт в горку
Автор:
География: Региональные
Раздел: Аналитика

Выбрали отечественных

По данным аналитического агентства «Автостат», лидером на рынке новых «легковушек» в Воронеже пока остается бренд Lada: с начала года продано около 2 тысяч таких автомобилей. На втором месте по продажам находится Kia (800 штук), на третьем – Hyundai (700 штук). Также пользовались популярностью бренды Volkswagen (продано 411 штук), Toyota (336 штук), Datsun (277 штук), Renault (261 штука), Nissan (256 штук), Skoda (205 штук), Mitsubishi (185 штук). Продажи предсказуемо упали у всех брендов без исключения, но наибольшие потери в динамике пока заметны у Nissan (-60,9% по сравнению с показателями 2014 года), а наименьшие у Lada (-11,5%). Снижение потребительского спроса на автомобили в 2015 году неслучайно – он напрямую связан с уровнем достатка населения, заработной платой и курсом рубля.

Именно самарский автомобиль пока остается самой продаваемой моделью автомобиля в Воронеже в этом году. По данным «Автостата», активнее всего в первой половине 2015 года покупали модели Lada Granta (было продано 711 штук), Hyundai Solaris (363 штуки) и Kia Rio (340 штук). Также пользовались спросом в регионе Lada Kalina, Volkswagen Polo, Lada Largus, Datsun On-do, Toyota Rav 4, Chevrolet Niva и Lada 4X4. Именно Granta стала автомобилем, продажи которого в этом году росли (+17,5%). Сильнее всего упал спрос на Kia Rio (-39,5%).

Ведущий аналитик инвестиционной компании MFX Capital Александр Гриченков полагает, что бренд Lada и в будущем году останется самым востребованным в Воронеже. А вот некоторые производители начнут «сходить с дистанции». «Ввиду недавнего запуска модели Lada Vesta, АвтоВАЗ с высокой долей вероятности сохранит лидерские позиции в Воронежской области. Аутсайдерами могут стать модели, которые решили больше полноценно не участвовать на российском рынке. Это Chevrolet, Opel и другие, - рассуждает Александр Гринченков. - Что касается стоимости автомобилей, то в 2016 году она может подняться не более, чем на 5% – в условиях жесткой конкуренции и необходимости восстанавливать рынок производители будут стараться предложить наиболее выгодные условия для покупателей. Благо, высокая локализация многих производств в России это позволяет сделать».

«На текущий момент автомобили Lada остаются одними из самых бюджетных. В частности, цены на Granta начинаются от 350 тысяч рублей. Естественно, и обслуживание отечественных автомобилей несколько дешевле, чем бюджетных иномарок, - отмечает аналитик академии биржевой торговли Forex Club Ирина Рогова. - В сложившейся ситуации с доходами населения вполне естественным выглядит относительно высокий спрос на недорогие автомобили, это будет поддерживать довольно высокий спрос на продукцию АвтоВАЗа. Хотя в ценовом сегменте 400–500 тысяч рублей конкуренцию российской марке может составить, например, Datsun. Ну и по-прежнему довольно высоким спросом могут пользоваться корейские Kia и Hyundai».

Всего за 6 месяцев в Воронеже было продано 5,97 тысяч новых легковых автомобилей, за такой же период в 2014 году – 10,61 тысяч. Спад продаж, таким образом, составляет 43,7%. По оценкам аналитиков, Воронеж занимает ровно 1% на российском рынке новых легковушек.  

Хорошо забытые старые

Самой продаваемой иномаркой на рынке подержанных автомобилей Воронежской области, по подсчетам аналитиков «Автостата», стал Ford Focus. Он также стал лидером вторичных продаж в 30 из 83 субъектов РФ. В целом по местному рынку, продажи подержанных автомобилей в регионе к третьему кварталу упали на 13,9% по отношению к прошлогодним показателям. Впрочем, за последние месяцы данные регистраций машин с пробегом выравниваются. По отношению к прошлому году видна даже некая стабилизация рынка, отмечают в «Автостате».

По мнению экспертов, в следующем году продажи подержанных автомобилей останутся на том же уровне, что и в 2015. «Ситуация на рынке подержанных автомобилей, скорее всего, коренным образом не изменится. Тут принимать во внимание стоит не только уровень доходов населения, рост которых, вероятно, начнется лишь в 2017 году, но и их предпочтения. Кто-то считает, что лучше недорогой отечественный, но новый автомобиль. А кто-то отдаст предпочтение подержанной иномарке», - комментирует Ирина Рогова.

Для сравнения, по данным «Автостата», в России объем продаж легковых автомобилей с начала года в сентябре 2015 составил 461,8 тысяч штук. Годом ранее 2014 года объем рынка подержанных авто в натуральном выражении был на 8,7% больше. Таким образом, динамика продаж поддержанных машин в Воронеже снизилась сильнее, чем в целом по России. Зато жители региона стали обращать больше внимания на новые отечественные авто.

«В текущих условиях снижение спроса на автомобили – вполне закономерное явление. Во-первых, в период «потребительского психоза», который отмечался в декабре 2014 года, многие из тех, кто планировал покупку авто в первой половине 2015 года, совершили ее несколько раньше, опасаясь повышения цен, - объясняет Ирина Рогова. - Кроме того, очевидно, что потребление в высокой мере зависит от благосостояния населения. Надо сказать, что в 2015 году в этой сфере были отмечены явные сложности. Высокая инфляция (15,6% в годовом выражении по итогам октября), все еще достаточно высокий уровень безработицы (5,2%), замедление темпов роста номинальной заработной платы (4,5% в годовом выражении в сентябре 2015 года против 9,7% в том же периоде 2014) привели к падению реальных доходов населения».

Перемены возможны

Эксперты надеются, что воронежский автомобильный рынок начнет стабилизироваться в 2016 году – должны вырасти объемы реализации не только подержанных, но и новых легковых автомобилей. «В первые кварталы будущего года спрос на автомобильном рынке в Воронежской области начнет постепенно восстанавливаться. Продажи новых автомобилей могут вырасти в пределах 10% до 14-15 тысяч единиц по итогам года, продажи поддержанных машин могут вырасти на 20-25% и превысить 90 тысяч единиц, - подсчитывает Александр Гриченков. - По сути, в следующем году рынок поддержанных авто в регионе может уже полностью восстановиться. Главным образом этому будет способствовать восстановление реальных доходов местного населения, а также снижение ставок по автокредитам. Стоит отметить, что сейчас ставки по таким займам обычно превышают 25% годовых».

«В условиях кризиса брать кредит на покупку чего-либо вообще достаточно рискованный шаг. Тем более что ставки по автокредитам достаточно высоки, - напоминает Ирина Рогова. - Даже при условии официального подтверждения доходов, как правило, обязательным условием является оформление КАСКО на автомобиль, а это дополнительные расходы. К тому же в условиях кризиса вероятность потерять работу возрастает, следствием чего станет потеря дохода, невозможность выплаты кредита и вероятность лишиться автомобиля».

По мнению аналитика, многое в продажах на авторынке в 2016 году будет зависеть от динамики курса рубля и соответствующего изменения цен: «Если российская валюта стабилизируется, что во многом будет зависеть от геополитической ситуации, ситуации с санкциями Запада и цен на нефть, то рост цен может быть небольшим: 2 – 3%. Если же девальвация продолжится, то, вполне возможно, мы вновь увидим повышение ценника на автомобили и на 10%, и на 15%. Тогда о бурном росте спроса говорить будет сложно».

 

ПАРТНЕРЫ