16 декабря 2019
ВАЖНО
Как женщине развить собственное дело без ущерба для семьи?
Автор: АНО "БЦПП"
География: Региональные
Раздел: Новости

В Воронеже на протяжении 4 лет действует федеральный образовательный проект «Мама-предприниматель», который помогает женщинам развивать бизнес. Его победитель получает грант в размере 100 тыс. рублей на развитие собственного дела. Остальные же участники выходят с багажом знаний в сфере предпринимательства. Участницы проекта «Мама-предприниматель» рассказали, чему научились на проекте и каким видят свое будущее.

Как воронежские мамы превращают хобби в бизнес?

Как правило, в основе женского бизнеса лежит женское хобби. Например, участница «Мамы-предпринимателя» 2019 года Екатерина Панкова пришла с проектом ателье постельного белья Mon Coton.

– Несколько лет назад я увлеклась пошивом постельного белья по индивидуальным параметрам, – рассказывает мама троих детей Екатерина Панкова. – То есть мы можем сшить комплект нестандартного размера, с наволочками не на 2, а на 5 подушек, с двумя пододеяльниками. Комплектацию, материал и ценовой предел выбирает клиент, остальное – наша забота.

Изначально проект Mon Coton был для Екатерины хобби, которое делало ярче «мамские» будни. Но в 2019 году девушка пришла на проект «Мама-предприниматель» и поняла: хобби можно превратить в масштабный бизнес.

Другая участница – Ольга Григорьева – презентовала проект по изготовлению деревянных кубиков для фотосессий. Участникам и членам жюри она запомнилась не только бизнес-проектом, но и тем, что пришла на обучающую программу с 3-месячной дочкой. Пока Ольга постигала основы бизнеса, ребенок спал в коляске.

– Я шла на проект с двумя предложениями: организация образовательного коворкинг-центра для мам и изготовление деревянных кубиков, – вспоминает Григорьева. – Но на защиту я вышла с кубиками, потому что у другой участницы был похожий проект коворкинга. Эксперты советовали рассмотреть нишу деревянных игрушек, чтобы бизнес стал более масштабным. Но пока эту идею я не реализовала.

Ольга рассказывает, что на «Маме-предпринимателе» к ней подошел мужчина и сказал: И чего вам дома всем не сидится –– воспитывали бы лучше детей и готовили борщи, а не о бизнесе думали».

 –– Вы знаете, что такое декрет? –– смеется Григорьева. – Я неоднократно слышала истории, как женщина после него не может сказать тост на свадьбе, потому что отвыкла от коммуникации со взрослыми людьми. Поэтому одним из проектов, с которым я пришла на «Маму-предпринимателя», был коворкинг-центр «Мама развивается, ребенок развлекается» – для женщин, которые хотят учиться, пока их дети находятся под присмотром.

Победительница «Мамы-предпринимателя» 2019 года Наталья Евсеева, как и остальные участницы, начинала 4 года назад свой бизнес с хобби. Делала дома инсталляции из бумаги, а когда увидела, что спрос на ее продукцию есть, решила превратить увлечение в бизнес.

– Окружающие часто удивляются, почему изделия из бумаги такие дорогие, – рассказывает основательница студии бумажного и картонного дизайна и декора «100% paper». – Но в цену я закладываю все: от разработки концепции и дизайна до моделирования. К тому же со мной работают постоянно 3 человека, а также есть фрилансеры, услуги которых требуются под конкретные проекты. Это тоже влияет на стоимость конечного продукта.

С какими трудностями сталкиваются женщины-предприниматели?

Казалось бы, интернет-пространство перегрето разнообразными тренингами и курсами по ведению бизнеса. Но при этом качество коммерческих образовательных продуктов часто оказывается крайне низким. Проекты Центра поддержки предпринимательства Воронежской области для участников бесплатные. Их задача – не заработать на начинающих бизнесменах, а помочь им встать на ноги и увидеть, какие проблемы сейчас в их бизнесе есть.

–– Мне всегда очень тяжело давалась экономическая составляющая, страшила бухгалтерия и налогообложение, – признается Екатерина Панкова. – Но на «Маме-предпринимателе» я узнала, что можно делегировать эти обязанности. Также для меня было открытием, что в стоимость товара нужно закладывать все расходы: от ремонта помещения до стоимости бензина, который нужен для доставки.

По словам заместителя руководителя государственного фонда поддержки малого предпринимательства в Воронежской области, тренера проекта «Мама-предприниматель» Оксаны Зорниковой, предпринимательству не учат в вузах, потому что оно включает в себя знания сразу из нескольких областей. Собственник бизнеса должен разбираться в экономике, юриспруденции, маркетинге, а в университетах только одному из этих направлений уделяют внимание в течение 4-6 лет.

– Наши образовательные программы направлены на формирование базовых представлений о том, какими компетенциями должен владеть предприниматель, – добавляет Оксана Зорникова. – То есть мы даем инструменты на проекте «Мама-предприниматель»: основы налогообложения, бухучета, продвижения. И при этом показываем участникам, куда им двигаться дальше.

Также интенсив помогает завести полезные знакомства. Многие участники начинают взаимодействовать за пределами проекта. Например, Екатерина Панкова познакомилась на «Маме-предпринимателе» с фотографом. Девушки провели фотосессию постельного белья, которое шьет Екатерина.

Хотя иногда проект помогает не столько развить бизнес, сколько избежать провала. Одна из участниц пришла на проект «Мама-предприниматель», потому что мечтала открыть студию флористики. Она хотела не только продавать композиции, но и обучать флористов на курсах.

–  В моих мечтах окупаемость должны была наступить быстро – буквально за несколько месяцев, – шутит она. – Но когда я составила бизнес-план, увидела, что в реальности окупаемость наступит нескоро, а может и вообще никогда. И мои 600 тыс. рублей, которые я думала вложить в дело, испарятся. Поэтому проект «Мама-предприниматель» помог мне, скорее, не в развитии бизнеса, а в осознании убыточности проекта. Я пересмотрела его полностью. 

И это тоже неплохой результат по итогам проекта, считает директор АНО «Центра поддержки предпринимательства Воронежской области. Потому что цель интенсива – не устроить шоу для участников, а помочь им разобраться в специфике работы бизнеса. 

–– К проведению любого образовательного мероприятия мы подходим комплексно, и «Мама-предприниматель» – не исключение, – говорит Андрей Демидов. – Например, при выборе спикеров нам важно, чтобы человек имел за плечами богатый опыт работы в бизнесе и мог передать его начинающим предпринимателям. Для участников мы разрабатываем задания, помогаем им в составлении презентации проекта, всегда даем обратную связь. Важно, чтобы участники чувствовали поддержку и видели, что нам небезразлично, как будет складываться их предпринимательская судьба.

Смогут ли участницы «Мамы-предпринимателя» добиться поставленных на проекте целей?

Как признаются все участницы образовательного интенсивна, после проекта работа над развитием собственного дела продолжается. Например, основательница ателье постельного белья твердо решила масштабировать свой бизнес. Сейчас она просчитывает, как оптимизировать все затраты, чтобы стоимость комплектов не выросла резко в цене. 

А победительница «Мамы-предпринимателя» Наталья Евсеева со дня на день должна получить выигранный грант. По ее словам, 100 тыс. рублей она потратит на первоначальный взнос за установку по резке бумаги. Стоимость оборудования немаленькая – в 7 раз превышает сумму гранта.

Получится у женского бизнеса достичь поставленных целей? Кажется, мамы-предприниматели считают этот вопрос риторическим.

Справка

Проект «Мама-предприниматель» – федеральная образовательная программа по развитию женского предпринимательства. В Воронеже он проходит на протяжении 4 лет. В течении 5 дней женщины получают знания в области бизнеса, составляют бизнес-план, защищают проект перед экспертами. Победитель получает грант на 100 тыс. рублей на развитие своего дела. 

ПАРТНЕРЫ