28 мая 2018
Организация летних лагерей – не просто бизнес
Автор:
География: Региональные
Раздел: Аналитика

В условиях рыночной экономики организация детского отдыха перестала быть задачей только власти. Система бюджетных пионерских лагерей развалилась, программы поддержки этой сферы со стороны государства существенно сократились.

Однако ниша эта не пустует, потому что каждый год детям нужно где-то отдыхать. При этом родители готовы вкладывать свои средства не только в оздоровление ребенка. Они хотят, чтобы детям было интересно и полезно проводить время в летних лагерях.

Основа, заложенная в советские времена, позволила сохранить все педагогические наработки и методики организации детских лагерей. Мы говорим сейчас об организации комсомольского актива, так называемом педотряде «Искра», который провел свой первый сбор в далеком 1966 году. Именно эту организацию можно считать кузницей кадров для компаний с  новым рыночным  подходом в сфере детского отдыха.

Из «Искры» возгорится пламя

При поддержке городских и областных властей в начале 1990-х в  Воронеже стали организовываться тематические лагеря. В основу работы лагерей легла коммунарская методика, предложенная  ленинградским педагогом Игорем Петровичем Ивановым. Эта методика со временем приобрела несколько названий, например, «педагогика сотрудничества» или «коллективное творческое воспитание». 

– Возрождая в 1993 году организацию «Искра», мы постарались сохранить всё то хорошее, что в ней было заложено с самого начала:  совместную работу и творчество детей и взрослых, – рассказывает руководитель детской организации «Искра» Геннадий Кириченков – Наш подход основан на полном доверии и уважении друг другу. Дети сами должны были планировать выполнение заданий, анализировать свою работу, в конце дня поводить итоги и делиться своими эмоциями. Дух творчества, чувство локтя, товарищество, забота друг о друге – все это коммунарская идеология, которую мы плавно внедряем на основе ролевых игр.

Подобным образом начала работать и организация ЦИТ (Центр игровых технологий), которую возглавил бывший комиссар комсомольской  «Искры» Дмитрий  Казьмин.

– Несколько педагогов, которые увлекались туризмом и при этом очень любили работать с детьми, решили организовать на основе коммунарской идеологии детский туризм. Так в 1992 году появились «Индейцы» – палаточный лагерь, где ребята не просто играли в индейцев, но были вовлечены в атмосферу, где каждый понимал, как важно сохранить природную гармонию,  уметь защитить слабого и отстаивать свою честь, – рассказывает Дмитрий Александрович. – С самого начала работы наш лагерь принципиально отличался от привычного пионерского тем, что воспитательная работа там ведётся непрерывно. По сути, мы не предлагаем отдых в привычном понимании, а приучаем ребёнка к творческому подходу и труду. Например, в лагере мы можем научить ребят чинить приёмник, вышивать, делать мягкие игрушки. Но не заставляем, а мотивируем к тому, чтобы ребенку хотелось познавать мир и учиться. Например, все ребята, которые участвую в заездах «Славян», потом с интересом изучают истоки нашей культуры.

Как детские организации адаптируются к рынку

Несмотря на то, что обе организации – «Искра» и ЦИТ – изначально не были государственными, в течение первых лет работы путёвки в лагеря были бесплатными.

По словам  Геннадия Киреченкова и Дмитрия Казьмина, в 90-е годы в развитии детского отдыха  активно участвовали спонсоры, в числе которых нередко были фирмы с мировыми именами, только-только появившиеся на российском рынке. Они-то не скупились и поддерживали детские организации. Но постепенно ситуация со спонсорством стала меняться, организациям пришлось зарабатывать самостоятельно.

– Мы сомневались, что родители, которые привыкли к тому, что лагерь – это бесплатно,  будут покупать туда путёвки, – рассказывает Геннадий Киреченков. – Но, как оказалось, люди уже были готовы платить за определённые услуги, в том числе и за детский отдых. Все путёвки раскупались.

В лагерях Центра игровых технологий тоже не оставалось свободных мест, когда туда стали продаваться путевки.

– Сначала это были совсем небольшие деньги. Но мы окупали затраты, и хватало на зарплаты сотрудникам, – рассказывает Дмитрий Казьмин. – К сожалению, постепенно стоимость путёвок стала расти, и ежегодно они дорожают. Но эта не наша прихоть или желание обогатиться. Детские организации такие, как «Искра» и ЦИТ, изначально не ориентировались на то, чтобы много зарабатывать. Они создавались энтузиастами, которым, прежде всего, интересно работать с детьми, учить их важным вещам, играть с ними, заниматься совместным творчеством.  

Вслед за лидерами рынка в начале 2000-х стали появляться небольшие организации, специализирующиеся на детском отдыхе и обучении. Модельные, танцевальные, языковые школы тоже начали организовывать для своих воспитанников загородные лагеря. Но для них это скорее некое дополнение к сервису основного продукта. Однако есть случаи, когда из таких подразделений вырастают самостоятельные бизнес-единицы. Уже около трёх лет старается закрепиться на рынке проект «Зазеркалье», бывшее подразделение школы иностранных языков «Лингвист». По форме и методике проведения лагеря «Зазеркалья» в чем-то похожи на лагеря «Искры» и ЦИТа.

– Мы работаем в трёх направлениях. У нас есть лагеря со спортивной направленностью, творческой  и научной, – рассказывает руководитель проекта «Зазеркалья» Владимир Землянский.

Когда проходит лето…

Основной источник доходов «Искры»,  ЦИТ и других компаний, специализирующихся на организации детского отдыха – летние лагеря. Бизнес этот -  сугубо сезонный. Все попытки наладить работу с детьми во время зимних или осенних каникул больших доходов не приносят. Это скорее способ поддержать коллектив в тонусе, отработать новые методики и заложить основу для продвижения  в высокий сезон.

 В ЦИТ и «Зазеркалье» нам рассказали, что в прошлом году продажи путёвок в летние лагеря упали. В этом году, как признались руководители организаций, они рассчитывают удержать уровень прошлого года, о росте пока остаётся только мечтать. Главная причина падения продаж путёвок, по мнению Дмитрия Казьмина, повышение их стоимости. Руководитель «Зазеркалья»  Владимир Землянский с этим согласен – ведь уровень доходов большинства родителей не растёт, люди стали более экономно относиться к своим средствам.

В этой связи руководство компаний ищет способы расширить спектр своих предложений. Детская организация «Искра» сейчас круглогодично работает со «своими» детьми и их родителями. В формате клубов сотрудники проводят тренинги с ребятами, где школьники учатся публичным выступлениям, учатся справляться с подростковыми проблемами.

–  Чтобы оставаться на рынке и не терять своих клиентов, нужно бежать быстро, – говорит Олег Киреченков (сын Геннадия Киреченкова, один из руководителей «Искры»). – В течение последних трёх лет у нас не упали продажи путёвок, но и не выросли. Мы всегда ищем новые возможности и предложения, которые будут интересны и детям, и их родителям. Кроме того, для  нас это важно не только коммерчески, но и идеологически. Чтобы организация существовала,  нужна преемственность поколений:  и «наши» дети становятся помощниками вожатых, потом – вожатыми.

– Клубы возникли как продолжение нашего общения с теми, кто отдыхает в лагерях. Предложение возникло из спроса, – говорит Олег Киреченков. – Сами дети захотели продолжить общаться с нами, с педагогами и психологами, с новыми друзьями. Таким образом, мы выросли в целое движение единомышленников. Здесь мы и воспитываем новых будущих вожатых, которым близки наши ценности и установки.

Кроме того, практически все крупные детские организации работают в сфере так называемых ивентов (мероприятий), то есть предлагают свои услуги по организации праздников, детских дней рождений, промо-акций  и т.п.

Детский проект «Зазеркалье» заполнил нишу детских экскурсий с включением ролевых игр. Пока «Зазеркалье» предлагает три экскурсии – на шоколадную фабрику, в аэропорт и на Воргольские скалы.  Как рассказал руководитель организации Владимир Землянский, после каждой экскурсии ребята потом вовлекаются в интересный квест, связанный с темой поездки, например, с воронежским аэропортом и авиацией.

ЦИТ отозвался на просьбу родителей проводить мастер-классы, подобные тем, которые проводятся в лагерях организации – это прикладные занятия по выжиганию, шитью игрушки и так далее. 

Бизнес, в котором очень много личного

У большинства коммерческих организаций, работающих в сфере детского досуга, нет собственных стационарных помещений. Организации, для которых лагерный отдых является профильным бизнесом, летом предлагают отдых в палатках, часто – на территории муниципальных лагерей или турбаз.

Дмитрий Казьмин одну из причин падения продаж путёвок видит как раз в том, что порой даже летом требуется размещение детей в стационарных помещениях.

–  В прошлом году было холодное лето, и многие родители не рискнули отпускать детей в палаточные лагеря, – говорит Дмитрий Александрович. – Чтобы взять в аренду старое помещение бывшего пионерского лагеря, в ремонт который нужно вложить огромные деньги, нам придётся проработать 10-15 лет без доходов. Это, разумеется, невозможно.    

Руководитель «Зазеркалья» Владимир Землянский говорит, что в Воронеже иногда бывает трудно договориться с временной арендой стационарного помещения с территорией.

– У нас был печальный опыт, когда все документы были готовы на аренду, и нам в последний день можно сказать отказали. К тому же инфраструктура бывших пионерских лагерей часто не отвечает требованиям времени. Приходится искать более дорогие, но хорошо оборудованные варианты.

«Искра» и ЦИТ во время учебного года предлагает провести каникулы в их лагерях на территории  детских санаториев или турбаз.

– Организация времени в летних и нелетних лагерях принципиально не отличается. Концепция нелетних лагерей также основана на легенде или интересной теме, в которую погружаются дети. Из-за того, что погодные условия не позволяют проводить активные игры на улице, упор делается на интеллектуальные игры и различные квесты, –  говорит Олег Киреченков.

Государственно-частное партнерство реально

Во главе угла любого классического бизнеса стоит одна цель – получение прибыли. Но в случае с коммерческими лагерями и организацией досуга детей картина видится немного по-другому. С одной стороны – это стопроцентный бизнес, существующий по четким законам рынка. При любых новых требованиях по ужесточению контроля качества еды, условий проживания, обеспечению безопасности, что мы считаем абсолютно справедливым, смета затрат будет неизменно расти. Инфляция, рост цен на энергоресурсы и прочие факторы будут увеличивать бюджет организации лагерей. И если в какой-то момент уровень доходов населения останется на том же уровне или, не дай бог, упадет, для многих качественный детский отдых станет недоступным. И с точки зрения стратегической, нам кажется это проблемой не только отдельно взятых семей и организаций, которые потеряют часть своих клиентов. Потому что это не просто бизнес, это сфера более тонкая, связанная с воспитанием подрастающего поколения, педагогикой. Тему прокомментировал  Владимир Фролов, начальник отдела дополнительного образования, воспитания детей и молодежи Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области.

 По его мнению, особенностью современного развития сферы услуг детского отдыха является не только разнообразие форм отдыха, но и участие в этой деятельности как государственных, так и частных предприятий (турфирм), предлагающих программы отдыха, предусматривающие не только отдых, но и организацию содержательного, познавательного досуга (профильность). Родителям как основным заказчикам услуги не столько интересны условия проживания (питания), сколько интересная  развивающая программа.

Поскольку детский отдых входит в систему социальной политики государства, то он частично дотируется из регионального и муниципального бюджетов. Отличительной особенностью использования механизмов ГЧП в сфере детского отдыха со стороны государства передача в аренду потенциальному инвестору в долгосрочную аренду комплексов лагерей с минимальной финансовой нагрузкой, но с обеспечением исполнения государственного социального заказа на отдых и оздоровления детей, определенной категории детей (например ТЖС) по фиксированной цене. При этом, инвестор осуществляет строительство новых корпусов с возможностью использовать их круглогодично, предоставляя отдых и зимой,  ведет коммерческую деятельность используя инфраструктуру не только для детей, но и для взрослых. Инвестор  будет заинтересован в максимально эффективном использовании полученной собственности, но при этом профиль учреждения будет именно таким, какой необходим государству -  детским лагерем. Полагаем, что использование механизма ГЧП в сфере услуг детского отдыха позволит увеличить поток инвестиций в существующие детские лагеря. Однако, для того чтобы финансовые механизмы работали, необходимо четкое правовое регулирование, определяющее права сторон такого сотрудничества, минимизирующее риски, гарантирующее учет интересов и государства и инвесторов.

 

 

 

ПАРТНЕРЫ